Сельское поселение село Совхоз "Боровский"
Официальный портал администрации и сельской Думы

История

Село Совхоз Боровский находится близ города Балабанова. Даже не все старожилы сегодня знают, что когда-то это поселение имело другое название - Косяги, Косяки, Троице-Секия и история его уходит корнями в глубокое прошлое.

Располагается село на берегу Протвы, при впадении в нее небольшой речки Страдаловки (некогда называвшейся Стародомкой). И люди на этой территории поселились еще в стародавние времена. В 1983 году в ходе Среднерусской экспедиции, проводимой археологом И.Фроловым на западной окраине центральной усадьбы совхоза «Боровский» в урочище «Троица», было открыто и обследовано селище, датированное второй четвертью I тысячелетия н.э. (круг древностей мощинской культуры). Размеры его с севера на юг составляли 130 м, с запада на восток - 80 м. В культурном слое, глубина которого достигала 30-40 см, были найдены фрагменты лепной керамики.

Большинство племен, проживавших на Боровской земле, относились, по всей видимости, к балтской языковой группе. Именно они дали сохранившиеся до наших дней названия рекам - Протва, Истья, Нара. Носителей мощинской культуры отождествляют с летописным балтским племенем голядь, жившем в этой местности. В 1147 году, как свидетельствуют летописи, оно было покорено Новгород-Северским князем Святославом. Исследователи отмечают, что слово «голядь» имеет балтское происхождение (в литовском языке корень «gol» - край, граница). Известный русский историк С.Соловьев также относил голядь к литовскому племени.

Славянские племена, мигрировавши с запада и северо-запада, появились в Поочье и на территории бассейна реки Москвы в VIII-IX вв. Освоение новых территорий в долине Протвы и по берегам ближайших рек проходит мирно: славянские поселенцы соседствуют с прежними обитателями края (племенем голядь), налаживают хозяйственные связи, что способствует взаимопроникновению культур.

На месте, где сейчас располагается поселение «Совхоз Боровский», в XIV-XVI веках располагалось древнерусское поселение – погост Троица.

О том, что поселение существовало в этот период, свидетельствуют и археологические материалы – обнаруженные И. Фроловым обломки глиняной посуды.

Погост (от древнерусского «погостити» – побывать в гостях) – в первоначальном значении – постоялый двор, где временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости). Позднее в Русском государстве (XI-XVIII в.) погостами стали называться центры сельских общин. В погостах строились церкви, близ которых находились кладбища. Погост обычно имел двойное название: по селению и по церкви.

Первое письменное упоминание о поселении встречается в духовной грамоте князя Юрия Дмитриевича Верейского, сына Дмитрия Донского, 1433 года: «Дмитрию младшему Косицким селом, да к тому селу дал Суходол с Истьей и с Истерной у Боричной слободы…»

Далее упоминание погоста с деревянною церковью Троицы Живоначальной встречается в приправочной книге 1613 года. В писцовой книге 1625 года погост именуется Троица в Косеках: «…по реке ж Поротве вниз от Боровска в 7 верстах к тому ж лужку в прибавку у Троицы в Косеках лужок сена ставитца 30 копен а тот лужок подле Троицкого лужку и подле Дружины Зыкова…»

По существующей легенде, во время восстания Ивана Болотникова (1606-1607 гг.), которое поддержали жители Калуги, Малоярославца, Боровска, население погоста Троица также присоединилось к восставшим. Погост был разорен царскими войсками.

Лишь в 1704 году было принято решение вновь построить церковь «во имя Живоначальной Троицы, что в Косягах». Строить церковь было велено крестьянам вотчины Пафнутьева монастыря Панкрату Потапову, Григорию Андрееву, Василию Сафронову «с товарищи». В том же году дьячок этой церкви Иван Михайлов благословлен в попы.

В XIX веке в селе Косяги проживали только церковно-служители с домочадцами.

В 1806 году священником церкви был Иоанн Алексиев (32 года). Дьячком служил Иван Тимофеев (35 лет), пономарем Егор Андреев (48 лет).

События 1812 года не обошли стороной небольшое село, расположенное близ «большого екатерининского тракта». Жители помнят, что на Троицком погосте еще во второй половине XX века сохранялись захоронения французских солдат, погибших в этих местах. В 1874 году «тщанием граждан Матвея Филиппова и Василия Короткова» с некоторым участием других прихожан в селе Косяги была построена новая деревянная церковь - на каменном фундаменте и с колокольней. Помимо храма в честь Святой Троицы в Косягах были построены дома для священнослужителей, а в 1891 году при церкви открыта школа. Находилась она в церковном здании, на содержание ее Боровское отделение совета епархиальных училищ ежегодно выделяло 50 руб. Заведующим и законоучителем школы в декабре 1911 года был назначен священник Е.Лебедев.

В 1916 году в церковно-приходской школе обучались 28 мальчиков и 23 девочки, учительницей работала Александра Васильевна Чернышева (закончившая второклассную земскую школу). В приход церкви тогда входили помимо поселка Балабаново деревни Вашутино, Кабицыно, Ново-Михайловское, Маланьино, Лапшинка. Общее число дворов – 270, в коих проживало 777 мужчин и 930 женщин.

После Октябрьской революции сельский храм пережил изъятие церковных ценностей и закрытие. Здание церкви долгое время использовалось для хозяйственных нужд созданного в селе совхоза, а после Великой Отечественной войны было разобрано.

Вот так закончилась история села Косяги – Троице Секии. Началась история села Совхоз Боровский. Но жители поселения уже делают первые шаги по восстановлению связи времен – в селе установлен Поклонный крест на месте строительства нового храма - тоже в честь Святой Троицы, начат сбор средств на его возведение.

Нина ЗАМАХИНА,
Боровский район.

Материал опубликован в газете ВЕСТЬ 11 марта 2016

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie